Школьники, регистрируясь на дистанционные олимпиады по биологии, зачастую не знают, какие вопросы их ждут. Один из сложных вопросов звучит следующим образом: «Что является материалом для естественного отбора, что является материалом для макроэволюционных и микроэволюционных процессов?».
Традиционно мы в школе говорим об одном из моментов, касающихся этого обстоятельства — это мутационная изменчивость. Конечно, мутационная изменчивость играет ведущую роль в создании той базы, которая является материалом для естественного отбора. Но есть ещё некоторые события, о которых нельзя забывать, в связи с тем, что сейчас достижения многих популярных молекулярных генетиков и молекулярных биологов предоставляют нам много интересного эволюционного материала.
Во-первых, откуда берется вся информация для олимпиады по биологии? И еще больший вопрос, как информация собирается. Процесс комбинирования и сбора информационно эволюционного материала можно с легкостью представить на примере горизонтального переноса генов у некоторых групп прокариот. Это археи и патогенные бактерии, свободно живущие бактерии. Помимо абсолютных значений которые представлены в брошюрах на дистанционные олимпиады, которые бывают очень познавательными, обратите внимание на последний вариант заданий. В геномах, представленных здесь форм, содержится, ну по крайней мере, вот по этим сведениям, не меньше 5% генов, доставшихся им от других организмов. Другими словами, глядя на геномы бактерий прокариотов и архей мы можем сказать, что их эволюция теснейшим образом связана с обменом генов друг с другом и видимо это произошло в результате очень тесного симбиоза, результатом которой и явилась вот такая компоновка геномов на основе генов разных организмов.
В общем и целом революция прокариотических организмов и эукариотов выглядит на схемах, которые включены в брошюры на дистанционные олимпиады по биологии, достаточно упрощенно. но она демонстративно показывает нам, что обмен генами между организмами прокариотическими и эукариотическими туда и обратно происходит достаточно активно, и геномы любого организма представлены в общем-то совокупностью генов разных представителей живого мира.
Поэтому данные вопросы и дистанционная олимпиада по биологии, поставленные в начале статьи, покажутся ученикам, а также иногда и преподавателям, довольно сложными. Но не стоит их бояться.